Аэрофлот устроил «охоту на ведьм» в новом ЦУП московской воздушной зоны

Вокруг нового Московского центра управления полетами «Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ» (ГК по ОрВД), продолжаются нешуточные споры между авиаперевозчиками и авиадиспетчерами.

Суть вопроса заключается в сообщениях об имевших место двух сбоях в работе системы ОрВД «Синтез-АР4», разработанной оборонным концерном «Алмаз-Антей» и установленной в новом ЦУП, появившихся в СМИ ранее.
Стоит отметить, что после публикаций о сбоях в СМИ «Аэрофлот» направил в Росавиацию два письма, в которых выражается недовольство работой этой системы.

Между тем, как отмечает издательство «Ридус», ссылаясь на источники в Московском авиаузле, в данном случае речь идет не о неполадках в работе автоматизированной системы «Синтез-АР4», а о «рабочих моментах», связанных с недоработками сопровождения программного обеспечения системы со стороны операторов.

Несмотря на жалобы авиаперевозчиков на задержки прибывающих в Шереметьево рейсов, представители разработчика системы аэронавигации отметили, что оговоренные инциденты не угрожали и не могли угрожать безопасности полетов и не могли привести к каким-либо ограничениям воздушного движения в Московской зоне.

В свою очередь, авиадиспетчеры отвергли претензии авиаперевозчика, обратив его внимание на инфраструктурные проблемы в аэропортах, приводящие к задержкам рейсов, непунктуальность прибытия авиабортов в Московскую зону, длительное освобождение самолетами взлетно-посадочной полосы, а также на несоблюдение «слотовой дисциплины» — то есть времени, выделяемого самолетам для взлета или посадки.

По итогам анализа возникающих проблем, «Аэрофлоту» и другим авиаперевозчикам предложено провести совместную проверку причин задержек рейсов и выработать план совместных действий по устранению возникающих неприятностей.

Кроме того, в связи с тем, что ряд доморощенных экспертов, даже ни разу не бывавших в зале ЦУП, выразили свои дилетантские мнения, источник Ридуса, связанный с работой нового центра управления полетами, отметил, что за все время работы новой системы она зарекомендовала себя только с положительной стороны, значительно облегчая работу авиадиспетчеров.

«Еще до ввода системы в эксплуатацию было сделано множество замечаний, которые разработчик учел и отработал, — отметил представитель ЦУП. — Что касается того, что система не способна принимать решения так же быстро, как живой авиадиспетчер… так автоматизированная система „Синтез-АР4“ диспетчерам значительно облегчает работу, а не подменяет их».

Другой источник издания, близкий к Минтрансу, заявил, что претензии «Аэрофлота» к авиадиспетчерам — это, скорее всего, лоббистский интерес.

«Недавно корпорация Boeing представляла предварительный вариант своей концепции новой структуры воздушного пространства Московского авиаузла», — напомнил собеседник агентства.

В этой концепции, по словам чиновника, «не особо учитываются интересы российских военных, предлагается убрать запретные зоны над многими стратегическими объектами».

«Ну а воплощать в жизнь концепцию должна дочерняя структура Boeing — компания Jeppesen», — особо подчеркивает собеседник «Ридуса». Вовлечен, по его словам, в этот проект и «Аэрофлот». Цена вопроса — миллиарды бюджетных средств.

Между тем сейчас по поручению правительства разработкой новой структуры московского воздушного пространства под контролем авиавластей занимается Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, у которого проект предлагается отобрать.

«Таким образом, получается, что национальный перевозчик на фоне сложной внешнеполитической обстановки и антироссийских санкций лоббирует интересы крупнейшего американского производителя авиакосмической и военной техники», — подытожил собеседник агентства.