Новейшую систему для регулирования полетов презентовал в Петербурге концерн «Алмаз-Антей»

С 18 по 20 октября в Санкт-Петербурге прошел Международный форум пассажирского транспорта Smart Transport, в рамках которого была представлена российская система многопозиционного наблюдения «Альманах», разработанная и произведенная Концерном ВКО «Алмаз – Антей».

Как сообщает пресс-служба Концерна, новейшая система способна стать основой для регулирования воздушного движения на малых высотах над северной столицей и Ленинградской областью.

Интегрированная система «Альманах», разработанная Научно-производственным предприятием «Цифровые радиотехнические системы», обеспечивает наблюдение в трассовой, аэродромной зонах, зоне подхода и на поверхности аэродрома в режимах А/С/S и АЗН-В 1090 ES, а также включает в себя функцию контроля выдерживания высоты (HMU), и основана на принципе приема информации от нескольких станций спутникозависимого наблюдения АЗН-В 1090ES. Компоненты новой системы производятся на площадке инновационного кластера Северо-Западного регионального центра Концерна ВКО «Алмаз – Антей».

Особенность системы нового поколения заключается в том, что МПСН «Альманах» может использоваться в качестве системы контроля выдерживания высоты (HMU), обязательства по которой Россия несет перед мировым авиационным сообществом в рамках Регионального Мониторингового Агентства «Евразия». Переход к МПСН позволит заменить выборочные измерения на постоянные в режиме 24×7 и обеспечить высокий уровень безопасности полетов в условиях сокращенных минимумов эшелонирования.

В России это первая интегрированная многопозиционная система наблюдения, выполняющая одновременно функции аэродромного и широкозонного средства наблюдения. «Альманах» поддерживает все режимы наблюдения, в частности, режим АЗН-В 1090 ES, который рекомендован ИКАО в качестве единого стандарта для всего мирового воздушного пространства.

У МПСН есть ряд преимуществ перед радиолокаторами. Радиолокатор передает информацию с частотой 6-12 секунд, МПСН работает в режиме реального времени, обновления поступают каждую секунду. Это также увеличивает уровень безопасности полетов, а развертывание МПСН «Альманах» проще и экономически более выгодно.По результатам исследований, инициированных Евроконтролем, подобные системы способны сократить затраты провайдера аэронавигационных услуг (в России — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на закупку и эксплуатацию систем наблюдения на 50% и непосредственно влияют на сокращение затрат авиаперевозчиков.

Кроме того, благодаря специфике технологии, «Альманах» позволяют обеспечить зону наблюдения не только на всех эшелонах полетов (а это до 20 километров над уровнем моря), но и на малых высотах, где эшелонирование не производится. Эта часть пространства классифицируется как G, – здесь летают как самолеты «большой» авиации, так и борта малой авиации, вертолеты, бизнес-джеты, беспилотники и т.д.

«Наблюдение за авиацией общего назначения и беспилотниками, выполняющими полеты на высотах от 0 до 450 метров, не входит в обязанности органов обслуживания воздушного движения. В этой связи в целях обеспечения достаточного уровня безопасности выполнения полетов над Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в воздушном пространстве класса G и на высотах ниже эшелона FL10 (300 м) поставлена задача обеспечить непрерывное наблюдение за полетами. Система «Альманах» обеспечивает наблюдение за полетами воздушных судов в зоне ограничения над Санкт-Петербургом и в воздушном пространстве Ленинградской области, в том числе в районах расположения опасных и особо опасных объектов. Она исключает «слепые» зоны в поле наблюдения в условиях со сложным рельефом местности, к которой относится и городская застройка, и при этом обеспечивает получение оперативной информации о местоположении летательного аппарата в случае их аварийной посадки или крушения», — сообщил заместитель генерального директора Концерна ВКО «Алмаз – Антей» – директор СЗРЦ Михаил Подвязников.

Необходимость выполнения задачи обеспечения мониторинга использования воздушного пространства над СПб на высотах ниже 450 м предусмотрена «Программой развития авиации общего назначения в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы». Данная программа предусматривает расширение сферы применения авиации общего назначения за счет привлечения ее к решению общественно значимых задач, увеличение коммерческой привлекательности воздушного пространства, в т.ч. в сфере туризма и торговли, а также популяризацию авиационной отрасли среди детей и молодежи в регионе.

Воздушное пространство над территорией Санкт-Петербурга и Ленинградской области с каждым годом становится все более привлекательным для частных и коммерческих пользователей в связи с ростом доступности самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Особое место в городском авиатрафике занимает санитарная авиация.

В настоящее время в Санкт-Петербурге эксплуатируются более 90 единиц авиационной техники (легкие самолеты и вертолеты, аэростатические воздушные суда — тепловые аэростаты и дирижабли). Инфраструктура авиации общего назначения насчитывает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области более 40 посадочных площадок для вертолетов и более 20 посадочных площадок для самолетов.

Ранее в октябре Концерн сдал в эксплуатацию новый Центр управления полетами Московского центра автоматизированного управления воздушным движением.

За последние годы Концерном и предприятиями, с которыми Концерн имеет соглашения о стратегическом партнерстве, разработан целый ряд технических средств нового поколения, предназначенных для замены морально устаревшей техники. Все крупные центры управления воздушным движением страны, в том числе один из крупнейших в Европе – Московский центр, комплектуются в основном аппаратурой Концерна. Предприятия, входящие в состав Концерна, поставили и внедрили как в России, так и в зарубежных странах сотни радиолокационных средств и систем, а также оснастили средствами наблюдения, связи и автоматизации целый ряд центров управления воздушным движением. Полученный опыт может эффективно использоваться при модернизации аэронавигационных систем других государств.

Концерн ВКО «Алмаз – Антей» – основной производитель и системный интегратор системы организации воздушного движения Российской Федерации. Концерн создал условия для обеспечения максимальной безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства во время проведения Саммита АТЭС во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады в Казани и Олимпийских игр в Сочи.