Современная система «Синтез-АР4», с помощью которой ведется управление воздушным движением в московской зоне и над центром европейской части РФ, доказала свою эффективность, обеспечив безопасность полетов даже во время кратковременных сбоев, произошедших 19 и 24 октября.
Как сообщает пресс-служба Концерна ВКО «Алмаз-Антей», являющегося разработчиком и производителем компонентов данной системы, нештатные ситуации, которые заключались в отказе работы комплекса средств автоматизации управления воздушным движением в первом случае, и нарушении процесса автоматической обработки плановых сообщений во втором, были оперативно устранены квалифицированными специалистами, чье круглосуточное дежурство в новом Центре управления организовано специально для помощи эксплуатанту в устранении подобных проблем в период приработки и полной нагрузки системы.
При этом в Концерне подчеркнули, что, несмотря на помощь и консультации разработчика «Синтез-АР4», от диспетчеров и инженеров эксплуатанта так же требуются знания и умения, позволяющие в случае возможного сбоя своевременно перейти на резервные системы и продолжить управление воздушным движением, так как для этого имеются все необходимые резервы.
«Начальный этап эксплуатации систем подобного уровня сложности зачастую сопряжен с возможностью сбоев программного обеспечения, которые проявляются, как правило, в связи с тем, что новая система работает под полной нагрузкой и с участием всего задействованного в процессе персонала. Другими словами, идет процесс приработки. На этапе испытания столь сложных систем, когда в работе задействован ограниченный состав персонала, выявить все нюансы практически невозможно. В начальном периоде эксплуатации возможны – и возникают – сбои в работе подобных систем самых передовых мировых разработчиков», — сообщил заместитель генерального директора Концерна по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Дмитрий Савицкий, которого цитирует пресс-служба.
«Подчеркну, что нештатные ситуации, возникшие во Внуково 19 и 24 октября, никак не могли повлиять – и не повлияли – на безопасность полетов», — заявил замглавы Концерна.
По результатам анализа сбоя выработан комплекс мер, направленных на устранение возможности повторения подобных сбоев:
- К 25.10.2017 были внесены исправления в системное программное обеспечение, устраняющие непосредственно обнаруженную причину зацикливания, и добавлен алгоритм контроля состояния очередей входящих и исходящих сообщений для оповещения дежурного инженера МЦ на системе технического управления и контроля.
- В срок до 21.11.2017 будут внесены изменения в архитектуру программного обеспечения КСА ПИВП, направленные на реализацию независимой отправки сообщений, увеличения параллельно работающих процессов автоматической обработки сообщений, добавления механизма «watch dog timer».
- По результатам анализа эффективности мер по пунктам 1 и 2 будет добавлен механизм автоматического функционального тестирования КСА ПИВП, периодически контролирующий прохождение основных процессов обработки в системе.
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» – основной производитель и системный интегратор системы ОрВД Российской Федерации. Концерн создал условия для обеспечения максимальной безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства во время проведения Саммита АТЭС во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады в Казани и Олимпийских игр в Сочи.